Интервью с оформителем воздушными шарами Максимом Осиповым
Счастлив человек, следующий своему призванию
Осипов Максим Геннадьевич – один из самых известных оформителей Москвы. Соучредитель компании «Парад шаров», стабильно входящей в первую пятерку рейтинга оформителей воздушными шарами Московского региона. Как оформитель, Максим почти ровесник российского оформительского искусства. И «учитель» многих известных сейчас декораторов, открывших свой бизнес.
Максим начал работать с шарами, когда ему было всего 15, и занялся оформлением в 16 лет. Несмотря на успешную карьеру, он несколько раз уходил из оформительского бизнеса. Но от призвания уйти невозможно. И результатом последнего возвращения Максима стало его собственное дело – компания «Парад шаров», успешно работающая с 1999 года под руководством Осипова Максима и его единомышленника и партнера – Олега Федотова.
ВШ: Как Вы начали работать с шарами?
ОМ: Как всегда все произошло достаточно случайно. В 1995 году мы с другом в пору школьного безделья – каникул – решили подзаработать денег. И случайно познакомились с человеком, который только начал заниматься воздушными шарами. Но не оформлением, а продажей. У него были розничные точки в Москве. Так на каникулы мы стали продавцами воздушных шаров. Отработав 3 месяца, получили свои денежки, и пошли учиться дальше – в школу. Я и забыл думать об этом. Было, конечно, интересно, хорошо, но с первого раза не зацепило. Не вдохновило.
ВШ: Но к шарам Вы все-таки вернулись. Как это произошло?
ОМ: Да тоже, в общем, совершенно случайно. В мой день рожденья я встретил этого же человека, в компании которого продавал шары. Он меня позвал, ну и понеслось. Сначала был рядовым оформителем. Изучал азы под руководством хороших, грамотных людей, которые и «заразили» меня идеей оформления шарами. Потом я стал менеджером отдела оформления в той же компании. Затем – руководителем отдела. Тогда через меня прошло большое количество оформителей, у которых сейчас уже есть свои фирмы. Оформительское дело оказалось достаточно тяжелым, эмоционально нагруженным. На тот момент оформительских компаний было мало, и работать приходилось много. В результате мне все это надоело. Да и стечение личных обстоятельств привело к тому, что я ушел из этого бизнеса. Правда, не надолго – всего на три дня! Такой вот уход.
Через три дня попросился обратно – меня взяли в ту же компанию. На тот момент мне было 17 – 18 лет. Масса интересных заказов, люди интересные. Тогда у нас подобрались немного альтруисты, но зато единомышленники. Но опять наступил момент, когда все это надоело. Это совпало с кризисом 1998 года. Когда не только в «шариковом» бизнесе зарплату не платили, но и вообще в России было тяжко. У меня был ровно год перерыва. Первые полгода я отдыхал, упивался ничегонеделаньем, а потом снова начало «тянуть».
Бизнес этот легкий, с одной стороны: для профессионалов не секрет, что прибыль с заказа иногда составляет сотни процентов, все зависит от сложности работы. Это послужило немаловажным фактором возвращения, ведь так или иначе, нам всем хочется зарабатывать деньги.
Вернулся я уже в другую компанию, где работала моя знакомая, которая раньше работала со мной в одной фирме в отделе оформления. Меня приняли начальником отдела. Компания была достаточно известная и большая, работы много. Немного тяжело вливался, тем более люди все другие и за это время все изменилось. Раньше мы частенько работали за идею, а в этой компании главное было не «хорошо и красиво», а «быстро». И я ушел.
На этот раз Максим ушел, чтобы открыть свою компанию совместно с другом и единомышленником – Олегом Федотовым. В первоначальных планах было только оформление воздушными шарами.
Организовав свой бизнес, Максим понял, что теперь ему придется решать гораздо больше задач, нежели когда он был менеджером или даже начальником оформительского отдела. То была только «верхушка айсберга». Теперь приходилось решать другие задачи: нанимать людей, планировать расходы и работу. Но, преодолев трудности, напарники начали работать. Сами занимались обзвоном потенциальных клиентов, сами выезжали на оформления, параллельно обучали людей. Изучали рынок, искали пути дальнейшего развития. Пробовали свои силы в ряде смежных областей. Занимались живыми цветами, тканями и даже ледяными скульптурами. Но потом поняли, что «нет ничего качественнее, чем та услуга или тот товар, который ты делаешь своими руками, на своем оборудовании, под своим контролем – без посредников». И отвергли все эти идеи. Для них было важно дать 100% гарантию клиенту на выполнение услуг. И если они говорили: «Да, делаем», значит, они это делали.
ВШ: Насколько дорого тогда было открыть свой бизнес?
ОМ: Можно открываться без образования юридического лица. Для этого не нужен офис: некоторые работают как частные оформители. Мы отошли от этого сразу же, образовав юридическое лицо. Нам на это нужно было 10.000 рублей, чтобы купить компрессор и зарегистрировать фирму. Компрессор был в учредительных документах – это наш уставной капитал. Столько денег понадобилось для открытия. Остальное – телефон. Сидишь и обзваниваешь.
ВШ: А как Вы привлекали первых заказчиков?
ОМ: Тогда мы давали много рекламы. Пытались охватить СМИ, всевозможные тематические журналы, выставочные каталоги. Делали листовки, буклеты. До Интернета, к сожалению, не дошли в тот момент: либо еще не думали в этом направлении, либо просто ситуация не сложилась. Но на тот момент (1999 год) особо Интернета еще не было. Максим Осипов: «Ошибки, которых сейчас я бы уже не совершил»:
1. Надо было подольше, поусиленнее заниматься активным поиском клиентов – обзвоном.
2. До сих пор жалею, что не занялись печатью на шарах с самого начала.
3. Надо было еще в начале переложить ряд обязанностей на подчиненных. Взвалили все на себя. Это не давало возможности остановиться, подумать.
Не было даже возможности отследить, откуда поступают звонки. Потом посчитали, посмотрели: почти все эти издания (99%) не прибыльны, они скорее убыточны. И мы попробовали свои силы в Интернете. Опять же, сначала мало что получалось. Пытались все сделать сами, но поняли что это невозможно. А потом случайно оказалось, что человек из соседнего подъезда этим занимается. Попробовали – пошло. В общем-то, на данный момент, как один из советов тем, кто будет открывать свою компанию: идите в Интернет, занимайтесь электронной рекламой. Около 80% новых клиентов пришли через Интернет. И, конечно, отзывы тех, кто пользовался нашими услугами, кому понравилось. Нет смысла скрывать, что были и те, кому отдельные работы не совсем нравились. Из этого тоже делался свой вывод.
Мы, как компания, существуем 6 лет с небольшим, а как люди, которые занимаются шарами 12 лет, но все равно нельзя всему научиться. Появляются новые шары, какие-то дополнительные аксессуары. Одно то, что в 1995 – 1996 гг. даже сердце из воздушных шаров еще не делалось – его не умели делать. Потом кто-то попробовал и пошло. Заказов выполняемых с использованием гелия на тот период делалось от силы 15 % от общего объема. В основном все было банально: плелись гирлянды в огромных объемах. Циферки тоже не сразу научились делать – не сразу пришло понимание, что из гирлянды можно делать такие вещи.
ВШ: Какова была ситуация с конкурентами? Как Вы завоевывали свое место под солнцем?
ОМ: На тот момент серьезных компаний, в моем понимании, было всего две. Создавая компанию, мы не проводили никаких исследований, просто собрались два единомышленника, которые поставили себе план к рождению детей иметь что-то свое. С конкурентами мы не боролись, мы параллельно существовали. Занимались своим делом, пытались найти новых клиентов. Никогда не занимались демпингом, мы работали по среднерыночной стоимости определенных услуг. Где-то мы считали, что цены на некоторые виды работ необоснованно завышены, тогда мы их понижали. Где-то наоборот, считали, что цены занижены – мы держали свою финансовую политику.
ВШ: Какова была ситуация с конкурентами? Как Вы завоевывали свое место под солнцем?
ОМ: На тот момент серьезных компаний, в моем понимании, было всего две. Создавая компанию, мы не проводили никаких исследований, просто собрались два единомышленника, которые поставили себе план к рождению детей иметь что-то свое. С конкурентами мы не боролись, мы параллельно существовали. Занимались своим делом, пытались найти новых клиентов. Никогда не занимались демпингом, мы работали по среднерыночной стоимости определенных услуг. Где-то мы считали, что цены на некоторые виды работ необоснованно завышены, тогда мы их понижали. Где-то наоборот, считали, что цены занижены – мы держали свою финансовую политику.
Максим Осипов: «Три основы»:
1. Спасибо человеку, который «заразил» меня оформительством – моему первому руководителю.
2. Приобрели большое количество друзей, партнеров. Сейчас на оформление мы вообще не даем рекламу.
3. Качество и честные отношения с клиентами. Многие говорят: «Да мы повесим вам гирлянду из воздушных шаров в 35° жару». И на этом зарабатывают деньги, крадут потенциально нашего клиента – но только на один заказ! Они не предупреждают, что эти шары продержатся всего 30 минут, а потом сгорят. Мы предупреждаем.
Было тяжеловато в моральном плане: когда-то ты выполнял по 20 заказов в день, работая в других компаниях. А на момент образования, в течение первых трех месяцев, с такого бешеного ритма перейти на 4 – 5 заказов в день достаточно тяжело. И конечно завидовали белой завистью, глядя на работу других компаний. Но мы понимали, что они работают 10 лет, а мы работаем 2 месяца. Так оно и должно быть: «Москва не сразу строилась». Мы верили в будущее. Хотя, не скрою, был момент, когда мы дали для себя такой внутренний негласный зарок, что если еще 10 месяцев, и нет рывка – закрываемся и ищем себя в чем-то новом. Мы не говорили об этом всерьез, потому что такие упаднические настроения не в нашем стиле, но такое было.
ВШ: И что Вы тогда предприняли, что дало Вам выйти на качественно новый уровень?
ОМ: Во-первых, мы исключили из обихода слово «проблема», у нас нет такого слова. У нас есть слова «работа», «проекты», «нюансы» и так далее. Но самое главное – мы попробовали за эти 10 месяцев развить смежное дело – печать на шарах. Сейчас мы очень сожалеем о потерянном времени, потому что этим можно было заниматься с первого дня. Скачок пошел именно от печати на шарах!
Плюс попытались наладить то, чем занимались первые 5 – 6 месяцев работы – активным поиском клиентов. Обзвон, и еще раз обзвон! Мы максимально подняли все наши работы. Сделали буклеты, визитки, дополнительные постеры – чтобы все было красочно на хорошем уровне. Обзвонили всех старых клиентов (от частников до крупных корпоративов), напомнили о себе.
Потом занялись шелкотрафаретным производством. И сейчас наносим изображения на футболки, бейсболки, пакеты. Мы не первые в этом, не вторые и не последние – будут еще такие компании. Сразу скажу, мы ни на кого не смотрели, не подглядывали.
Анализируя сейчас, может быть, надо было брать кредиты – задним умом всегда хорошо думать. Построить жесткий бизнес-план, придерживаться его, подумать, «переспать» с этой мыслью. Организовать отдел продаж, чтобы кто-то за тебя занимался обзвонами. Но на тот момент, если мы что-то зарабатывали, чуть-чуть отдавали домой, чтобы было на что жить. А все остальное вкладывали в дальнейшее развитие.
Сейчас мы расширились, стали появляться свободные оборотные средства и в ближайших планах построение отдела продаж. Хотим еще один офис, потому как на данный момент у нас нет офиса в привычном всем понимании. У нас производство, совмещенное с маленькой комнатой, в которой и решаются задачи. А в оформительском бизнесе все должно быть красиво.
ВШ: Вы лично сейчас еще занимаетесь оформлением? Выезжаете на заказы?
ОМ: Да, конечно! Может быть, это будет пафосно, но это как ребенок. Я себе всегда говорю: «Ты начал заниматься шарами в 15 лет, сейчас тебе 28. Оформление, печать, и сейчас текстильное дело – это 85% того, что я умею в этой жизни». За себя я могу сказать, что вряд ли когда-то закончу заниматься шарами, оформлением. Может, я буду этим заниматься не в таком ритме, но пока мне это приносит удовольствие, буду заниматься. Может какие-то вещи новые придумывать!
Юлия Сомина
Сопутствующие статьи
Опыт компании «Омега» по организации праздников с воздушными шарами |